ja_vesnyanka (ja_vesnyanka) wrote,
ja_vesnyanka
ja_vesnyanka

Вальдорфская педагогика: кто сталкивался?

В связи с приглашением в садик вдруг всплыли вопросы и сомнения. Чьи дети ходят в подобный садик? Частный/государственный? Какие песенки поют? Что вам нравится? ЧТо смущает? Как ребенок реагирует? Особенно интересуют акценты в тех семьях, которые живут по христианским принципам.
Мы сегодня идем второй раз к ним на прогулку. Чуть позже напишу эмоции.

Сомнения навеяла вот такая статья. Под катом полностью текст.



Вальдорфские школы в Ростове-на-Дону: антропософский оккультизм или духовная педагогика?
В предыдущей статье "Герард Вагнер и антропософия по-ростовски" я рассказал о самой выставке Герарда Вагнера и частично затронул тему антропософии как таковой. Здесь бы я хотел более подробно осветить информацию, которую удалось найти по распространению этого эзотерического учения в Ростове-на-Дону.

Изучив более подробно материалы сайта www.anthropos-psycho.org, обратил внимание, что в Ростове действует 5 учебных заведений для детей дошкольного и школьного возраста с применением вальдорфской педагогической системы, продвигаемой антропософским сообществом, один вальдорфский детский сад открыт в Таганроге.

На своём сайте ростовские антропософы дают следующее описание особенностей вальдорфской школы:

"Вальдорфская педагогика основывается на антропософии, а антропософия соединяет в себе мудрость о человеке с методами ее применения в повседневной жизни. Поэтому самое главное в Вальдорфской школе – это уважение к человеку. Это должно быть уважение к каждому ребенку, которого принимают таким, какой он есть, а не пытаются сделать из него «удобный» объект для воспитания и обучения. Это уважение к учителю, который может опираться на свою профессиональную интуицию, которая позволяет ему найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Это уважение к миру, в том числе, к другим духовным направлениям, которые тоже могут вести к правде и к истине."

Также имеется сайт www.waldorf-don.ru, который посвящён непосредственно распространению вальдорфской педагогики в Ростовской области. По его данным, первая вальдорфская школа в Ростове-на-Дону открылась 1 сентября 2013 г. и осуществляет свою деятельность в форме семейного обучения, с прикреплением всех детей к одной школе.

Семейное обучение детей в нашей стране регулируется Законом "Об образовании", принятым в 1992 г., "Положением о получении образования в семье", утверждённым Министерством Образования в 1994 г., и "Положением о получении общего образования в форме экстерната", утверждённым Министерством Образования в 2000 году.

Продвижение этого проекта шло через форум сайта rostovmama.ru, где 3 февраля 2013 г. появилась тема об организации первой вальдорфской школы в Ростове-на-Дону, а также через соцсети.

За несколько лет существования в нашем городе школ и детских садов данного направления у них появились как убеждённые сторонники, так и не менее убеждённые критики.


Обучающий семинар по антропософской психологии в Ростове-на-Дону

Основные претензии к воспитанию детей по вальдорфской системе у представителей православия, т.к. в многочисленных публикациях они обличают антропософию, на которой базируется эта система, в оккультизме и антихристианстве.

Диакон А. Кураев в статье "Вальдорфская педагогика: сделано в секте" пишет:
"К сугубому неудовольствию г-на Пинского (председатель правления Московского Центра вальдорфской педагогики)Международный христианский семинар "Тоталитарные секты в России (Москва, май 1994), в котором принимали участие представители 14 христианских Церквей из многих стран мира, отметил антихристианский и расистский характер антропософии Р. Штейнера: "Особо мы хотим подчеркнуть антихристианскую, оккультную, антропософскую основу "Вальдорфской педагогики". Мы выражаем свое крайнее недоумение тем, что эта расистская и антисемитская система, враждебная учению Христа, которая в странах Европы поддерживается только частными и общественными инициативами, встретила государственную поддержку в России. Нам представляются незаконными и некорректными действия Министерства культуры России, учредившего Государственную академию эвритмического искусства, равно как и действия Министерства образования России, директивно поддерживающего антропософию и в государственных школах вводящего преподавание по системе вальдорфской педагогики".

Более чем за 20 лет существования вальдорфских учебных заведений в России православные публицисты написали значительное количество статей аналогичных тому, что пишет Кураев. В них достаточно подробно объясняется псевдохристианский, оккультный характер этих школ и изобличается их мимикрия под светски-нейтральные учреждения.
Само собой, адепты антропософии с этим не согласны и всячески пытаются отбить эти нападки и доказать родителям, что никакого оккультизма в их педагогике нет.

Не вдаваясь глубоко в философские дебри, отмечу несколько фактов, на которые обращают внимание критики этой системы.

Карлгрен Ф. в книге "Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера из опыта международного движения вальдорфских школ. - М., 1993" пишет следующее:

"Учителю изучение оккультной доктрины Штейнера должно помочь, в частности, тем, что он должен научиться распознавать в детях опыт их прошлых инкарнаций"

"на уроке арифметике малышам говорят: "Некоторые легенды о происхождении мира повествуют как из одной стихии рождались все остальные. Целое делят ради получения частей. Давая задания по арифметике, учитель постоянно указывает на один и тот же принцип: членится, раскладывается некое единое целое. В какой-то момент дети должны почувствовать, что в конечном итоге мир также представляет собой единство. Так детское сознание приготовляется к принятию основной оккультной аксиомы: Бог и мир есть одно и тоже, а добро и зло (четное и нечетное) есть две стороны одного Абсолюта, Единого Начала."

Немецкие авторы пишут:
"в "вальдорфских школах" у детей хуже развивается математическое и етстественно-научное мышление. Что же касается художественного, образного мышления, то и оно не слишком радует, потому что та интерпретация мира художественных образов, которую дают в этих школах, носит оккультный характер, который заслоняет собою все-таки христианское содержание большинства произведений европейского искусства."

Американцы Ден Даган и Джуди Даар в книге: "Можно ли считать вальдорфские школы Рудольфа Штайнера нерелигиозными?" обращают внимание на следующие аспекты:

"Антропософия оказывает двоякое влияние на преподавание:
1) через прямое преподавание вероучения, причем более ревностные учителя занимаются им больше, чем другие;
2) через исключение из преподавания информации, которая противоречит вероучению."


"Любые знания, которые противоречат весьма своеобразным доктринам Штайнера, просто исключаются из процесса обучения. Например, Штайнер утверждал, что сердце не качает кровь, и поэтому, хотя вальдорфские ученики могут рисовать весьма изящные диаграммы человеческой системы кровообращения, им никогда не объяснят, как она работает."

"в предмете "физиология", который преподается в 6-м классе вальдорфских школ, имеются уроки о "двенадцати чувствах" и их соотношении со знаками зодиака."

"в качестве объективных исторических данных приводятся, например, штайнеровские "пост-атлантические эпохи", последняя часть его чтения "хроник акаши", содержащие данные об "эволюции земли"

Там же приводится молитва, с чтения которой начинаются занятия в вальдорфских школах с 1-го по 4-й классы. Она является стишком Штейнера:

"Любящие лучи солнца,
Дайте мне свет дня.
В своих членах я ощущаю
Духовную силу души.
В ясном сиянии солнечного света
Я поклоняюсь, о Бог,
Власти человеческой силы,
Которую Ты столь благодатно
поместил в мою душу"

Из всего вышеприведённого можно сделать вывод, что, несмотря на свою кажущуюся безобидность и возвышенность, вальдорфские школы являются сугубо религиозными и способствуют усвоению детьми основ этого эзотерического учения.
Насколько свойственные антропософии оккультные практики распространены в вальдорфских школах Ростова-на-Дону сложно сказать, но т.к. база этой педагогики едина для всех стран, то маловероятно, что они ими не затронуты.

Также ещё хотел бы пару слов сказать о Павловой Татьяне Ивановне, которая проводила нам экскурсию по выставке художника-антропософа Герарда Вагнера.
Простой поиск в Гугл сразу показал, что она с 2003 года является руководителем клуба практической философии «Честь и Свет», учредителем которого выступил владелец ОАО "Концерн "Стелла" Константин Аверин.

Из описания на сайте клуба:
"Придерживаясь того убеждения, что мир являет собой триединство Плоти, Разума и Духа, Константин Аверин считает, что необходимо прилагать сознательные целенаправленные усилия к тому, чтобы увеличить количество "точек проникновения Духа в Плоть (Материю)"

Насколько этот эзотерический клуб связан с антропософией, исповедуемой Павловой, сходу установить не удалось, но вряд ли он избежал её воздействия.

Источник: http://shturman1922.livejournal.com/12816.html
Tags: вопрос залу, всякое, дети, садики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments